Тут Lexx просил рассказать про мои былые подвиги…
Достал старые фотки, стал вспоминать…
Что вам рассказать? Подвигов то особо и не было… так, отдельные эпизоды, всего уже и не вспомнишь по тем поездкам!
Это был 1988 год. Окончание третьего курса РИСХМа. Год как отслужил и восстановился в институте (повезло мне с армией, после моего поступления в РИСХМе убрали бронь, но я не жалею). Море амбиций, вокруг симпатичные девчата, а я весь такой из себя! Рядом полно «пацанвы», не нюхавшей «пороху», на 2 года меня младше, но для меня эти два года казались целой пройденной жизнью. Кушка, граница, рядом Афган, я - командир танка в мотострелковом полку, постоянная боевая готовность, караулы через день, в АКМС и «Макаре» боевые патроны, в танке на учениях боевые снаряды… вернулся, а тут эта «мелкота»! Да еще и девки уже все распарованы! Вот и решил обозначится…
Отучился и получил категорию А (на мото то я с 12 лет, в деревне только что в туалет не ездил, а так не слазил, но прав не было). Пошел в деканат и предложил идею создания секции мотоциклистов при институте. Декан воодушевился этой затеей, но поставил условие: чтобы наше увлечение не мешало учебе! И началось… Делали мы это все вдвоем с Кириллом, моим другом с первого курса. Он тоже после армии.
Выделили нам гараж, вывесили объявление у деканата, что, мол, в секцию горного мототуризма набираются студенты с мотоциклом и правами кат. А, не имеющие хвостов по учебе! И пошли желающие…
Отобрали человек восемь, 4 мотоцикла, мой ИЖ-Ю-3, Планета, Чезет и Ява. Потом двое слились, один на Яве, осталось нас шестеро, на три мото. Провели осмотр. Кое-что подшаманили. Я на своем моте немного поднял переднее крыло, установил дополнительную фару, передний обтекатель, багажник, дуги, задние и передние (про них особый разговор), поигрался со звездами, переварил крепеж задних амортизаторов к маятнику. Зад у мота слегка поднялся, мот стал гораздо мягче на кочках, ход маятника увеличился…
В те времена, чтоб получить хоть какое-нибудь финансирование, надо было все приурочивать к каким либо известным событиям. Вот и мы решили организовать поход на 9 мая по местам боев на Северном Кавказе.
Зарегистрировались в городском турклубе и оформили все как полагается. Пришли в деканат просить… выбить хоть какое-то финансирование. С деньгами декан нас обломал, но зато снабдил талонами на бензин с большим запасом… запас нам потом пригодился, так как талоны эти приходилось обменивать на заправках на деньги у водил грузовиков по очень заниженному курсу. Талонами в то время можно было заправлять только государственные авто.

Теперь про дуги. Изначально дуг не было, катал без них. Как-то, а было это за 3 недели до похода, катал я в районе старой Левенцовки, что за Первомайской… Что меня туда занесло, уже не помню… просто катал! На перекрестке перед пешеходным переходом обгоняю трактор (да, нарушил, неправ, моя ошибка, которая потом спасла мне жизнь после другой ошибки! Но людей там не было!!!), скорость небольшая… 65-70… А у нас же собаки продвинутые, многие наверно видели, как собака переходит улицу именно на зебре! И вот выскакивает эта собака из-под трактора и мне под переднее колесо! Результат – скользячка и асфальтная болезнь на две недели, хотя до общаги доехал сам! Как оклемался, решил – без дуг больше не езжу! Поехали на работу. А в то время я работал автослесарем в первом автобусном АТП, что за Братским кладбищем, где еще столовка «Три собаки». Работал в ночную, а учился на дневном!

И вот наш первый поход…


Провожать нас вышло все руководство факультета, сам декан речь говорил перед отъездом! Ну, в общем, в первый день ничего интересного. Мент остановил перед Армавиром, проверил документы, посмотрел наш маршрутный лист и пожелал счастливого пути! После Невинки пошел проливной дождь, под дождем проехали Черкесск, Усть-Джегуту и заночевали под ст. Зеленчукской. Нашли полянку в лесу, огромный дуб, под ним разбили лагерь, поставили палатку, наскоро перекусили консервами, тяпнули водки для сугрева, и на боковую. Утром встали, перекусили, и снова в путь! Через 2 часа нас встретил Архыз. С погодой в тот поход вообще не повезло! Всю дорогу было не выше +15 и через день лил дождь, но в Архызе у нас была дневка аж на 2 дня и оба дня была прекрасная погода! Возле почты, пока я ставил в маршрутный лист штамп о прибытии, нас обступила толпа местных, щупали моты, расспрашивали, детишки тут же на них позалазили и просили сфоткаться!



Это сейчас за Архызом вверх в горы просто так не попадешь без специального разрешения. Все перекрыто. А тогда мы запросто проехали, поднялись на поляну, где стояли памятники войны, сфоткались для отчета и двинулись дальше в горы по грунтовке! Правда недалеко. Только мой мотоцикл был еще хоть как то подготовлен для езды по бездорожью и то не с такой поклажей, как была у нас. Поэтому стали на дневку и ночлег на красивейшей полянке! Справа ввысь устремляются вершины, слева внизу по камням течет река. Сняли с мотов все пожитки, освободили своих коней - пусть попасутся!





Когда вернулись, на костре, в котелке уже варилась вкуснейшая уха из форели! Эх, под водочку!
Женя вообще кадр неоценимый… мало того, что рыбак, но еще и прекрасный кулинар! Хотя с техникой он не дружил, прав не имел, и взяли мы его в это путешествие просто как лучшего нашего друга. Правда, одному нашему мотоциклисту пришлось всю дорогу ехать самому, без смены. Но это не страшно, он парень выносливый, здоровый, под два метра и «косая сажень…», звали мы его: Саня-крановщик. Почему такая кличка – об этом потом.
Как же хорошо спится толпой в палатке, после восхождения на вершину, после ухи с водочкой, под журчание горной речки! Мне даже первый раз в жизни не мешал протяжный храп соседей!


Утром подъем, завтрак, чай, и мы с Кириллом налегке едем в разведку! Пытаемся добраться вверх до Лунной поляны, до «Альпийского приюта». Так называлась небольшая избушка деревянная с печкой для отдыха альпинистов в районе Лунной поляны.
Остальные остаются в лагере, ребята на своем чезете хотели подстроить зажигание и все проверить, Крановщик тоже занялся своим мотом, Женя опять на рыбалку…
Едем… дороги почти нет, сухое русло реки, камни, бежит небольшой ручеек, кое-где лужи полтора-два метра в диаметре… нормально преодолеваем… вдруг, впереди лужищаа! Озеро целое… не объехать… и большие камни выступают из воды! По размерам камней делаем вывод, что глубина примерно см 30-40, до полуметра… ноги мочить не кайф… решаем рискнуть, одолеть на мото! Цель то уже видна издалека. И вот ровно на середине переднее колесо наезжает под водой на приличный камень, который подворачивается и мы в воде! Ушли с мотом под воду почти полностью, только головы в касках торчат! И ржачь!!!

Ну что? Быстро подняли мотоцикл, выкатили и двинулись к приюту, благо метров 500 оставалось! А тут вокруг уже снег, температура примерно +5. Мокрым однако холодно!
Нам на счастье в приюте были альпинисты, обогрели, высушили, напоили чаем с водкой.

Потом разобрал кожух цепи, проверил цепь, промыл, смазал, посмотрел задние колодки, подшипники на колесе… открутил глушители и вылил с них остатки воды. Открутил колена, проверил движок, вода вроде не попала, проверил воздухан и карб, все чисто… быстро мы подняли мотоцикл!


Попрощались с альпинистами и в обратную дорогу. Назад проехали без происшествий. По этой луже мот прокатили, прыгая по большим камням и поддерживая его с двух сторон!
На следующее утро решили не искушать судьбу и в горы без дороги всем вместе не соваться, тем более груженые тяжелой поклажей. Собрали пожитки и двинулись по маршруту. Дальше ничего особо примечательного не было. Ну если только перевал «Гумбаши», это по трассе между Карачаевском и Кисловодском, 2000 м над уровнем моря. Мы там остановились сфоткаться. Панорама гор вокруг, и дорога змейкой серпантинов уходит вдаль. Красиво! Вверх одни повороты и пропасти, а вниз мы просто катились, да так, что закладывало уши, как в самолете! 30 км до окрестностей Кисловодска, перепад высот 1500 м, дорога почти прямая, шли со скоростью 100 -110…


Потом был Кисловодск, Нальчик, Прохладный, заночевали у моих родителей на Ставрополье и надо было двигать в обратный путь. Тут у меня полетел генератор! Купили новый, поставили, полетел, как только я разогнался до 80… Вернулись… разобрали… в старом генераторе проволока от обмоток к коллектору подходила и обжималась, а в новом была припаяна и обжим не предусмотрен, а гена 6-и вольтовая грелась прилично! Вот и расплавился припой, а проволока торчала в разные стороны. Не долго думая, нашли цинк со старых батареек, взяли у отца кислоту, огромный паяльник-лудильник, который греется на газу, и… запаяли цинком! Еще несколько лет после ездил мот с этим генератором.

Чтоб закончить маршрут и отчитаться, надо было посетить еще и Ставрополь, а мы уже потеряли много времени, решили выезжать, уже вечерело.
Авария…
После Минвод стемнело, и пошел дождь. Решили держать скорость 80 и ехать дальше. Я, как руководитель, все время носился туда-сюда! Видимость херовая, связи никакой. То один оторвется и надо догнать, притормозить! То другой отстанет! Так вот и отстал Крановщик…
И мы с Кириллом остановились, стали его ждать, потом поехали к нему. Оказалось, отвязалась одна сумка и они остановились. Ну, все нормально, они тронулись, мы за ними. Передние в это время далеко оторвались от нас, решаем их догнать, притормозить, вдруг не туда поедут. Идем сзади планеты Сани-Крановщика.
Вот теперь почему Крановщик? Он работал до учебы на мазе-автокране. Так вот, машина большая, а дороги в то время были узкие и положение водителя при езде получалось почти на осевой. Вот и на моте он ездил по осевой по привычке! Мы над ним прикалывались…
Едем, ориентируемся только по его фонарю, визор забрызгало, вообще не видно! Встречных что-то много, слепят… и я решаю обгонять справа! Думаю, идет как обычно, по осевой, у меня полно места. Догоняю, собираюсь идти на обгон, в это время бросил взгляд на спидометр – 90, ухожу вправо и… цепляю обочину!
Мот ложится! Одни мысли, причем у обоих, у меня и у Кирилла: только бы не оторваться! Как на аттракционе… мот крутится на левом боку и летит вдоль дороги на встречку! Мы слились с ним в единое-целое! Я не знаю, с каким усилием я держался ногами и руками за мотоцикл, а Кирилл за меня!? Но… удержались! Ночь, дождь, асфальт и белые искры! Веером по кругу! Я это запомнил на всю жизнь. До сих пор стоит перед глазами этот сноп искр, и иногда снится во сне! Мот сделал оборота четыре пока остановился. Лежим… подбегает народ… остановилось несколько машин… нас поднимают, осматривают - все целое, ни царапины… поднимаем мот, заводим, все работает - и тоже не одной царапины! Только краска на дугах стерлась. Чудеса! Отдышались и поехали дальше… уже тихонько - 60, не больше… остановились и заночевали в гостинице Невинки. Передние на чезете даже не видели этого кошмара, они ждали нас при въезде в Невинномыск, так как не знали дороги.
На следующий день был Ставрополь и за ним Ростов…
П.С. Кроме Кирилла и Жени, контактов других участников того похода не осталось, может кто на этом форуме себя узнает из моего рассказа? Или есть их дети? Очень бы хотелось
повидаться!